logo2

Vinaora Nivo Slider
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Frame 9

Frame 10

Frame 11

Frame 12

Всероссийская олимпиада школьников -  интеллектуальное соревнование, которое ежегодно проводится в соответствии с «Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников», утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 года, во всех субъектах нашей страны. Будущие олимпийцы свой путь начинают со школьного этапа. К участию в нём приглашаются все желающие, начиная с обучающихся 4-х классов и заканчивая будущими выпускниками. Ученики средней и старшей школы смогут попробовать свои силы в 24 общеобразовательных предметах. Самые юные участники, четвероклассники, проявят свои знания по русскому языку и математике. Интеллектуальные испытания проходят в сентябре- октябре каждого учебного года. Школьный этап проводится по разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями Олимпиады заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня

Школьный этап новый

Вторым шагом Олимпиады станет борьба интеллектуалов на муниципальном уровне. Чтобы пройти на данный этап и на каждый последующий, нужно преодолеть порог баллов, который устанавливается организаторами каждого из этапов. Выполнять задания, разработанные региональными предметно-методическими комиссиями, продолжат обучающиеся 7-11 классов. Места проведения и проходные баллы по каждому общеобразовательному предмету устанавливает орган местного самоуправления муниципального образования области, осуществляющий управление в сфере образования.

Муниципальный этап новый

Сразу после новогодних каникул набравшиеся новых сил олимпийцы 9-11 классов вступают на региональный этап Олимпиады, который продлится до конца февраля. Места проведения и проходные баллы определяет, устанавливает и публикует на своем сайте департамент образования Ярославской области.

Региональный

Четвертый этап Олимпиады – заключительный (всероссийский уровень). Традиционно он проходит в разных уголках России и продолжительность по каждому общеобразовательному предмету составляет 5–7 дней. Если участник на региональном этапе недобрал баллов и теперь выпадает из списка участников заключительного этапа, то это не повод унывать.  Оргкомитет регионального этапа Олимпиады может отправить максимум еще по одному участнику по каждому предмету с максимальными баллами «но не менее 50% от установленного Минобрнауки России количества баллов». Самым талантливым школьникам 9-11 классов, которые проходят на заключительный этап, открывается уникальная возможность проявить свои знания и умения наравне с другими выдающимися олимпийцами страны.

Заключительный этап 1

Успешно выступив на Олимпиаде, можно заработать преимущества при поступлении в ВУЗы. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников получают возможность поступить без вступительных испытаний на профильные направления подготовки в российские государственные высшие учебные заведения. Профильные дисциплины для каждого направления подготовки ВУЗы определяют самостоятельно. Диплом Олимпиады действителен 4 года, так что результаты Олимпиады в 9 классе еще можно использовать для поступления после 11 класса

  • Полезные сайты для подготовки к ВсОШ

    31

    Специально для Вас мы сделали подборку информационных сайтов по каждому общеобразовательному предмету. На них Вы найдете много полезного материала, который поможет  в подготовке к Олимпиаде.

    «Центр педагогического мастерства» открыл олимпиадные курсы для всех желающих. Для получения доступа к бесплатному онлайн-обучению нужно просто зарегистрироваться. Охвачены около 20 предметов естественных, гуманитарных и технических наук. В программах содержатся видеолекции, тесты для проверки и закрепления материалов. Есть курсы с разборами олимпиадных задач и советами по организации подготовки.  Ссылка на сайт: https://edu.olimpiada.ru/

     

    Астрономия

    Сайт полностью посвящен олимпиадам по астрономии. Лекции, литература, архив заданий с ответами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. http://www.astroolymp.ru/

    «Олимпиада.ру».  Видеоразборы,  решения и задания школьного и муниципального этапов  всероссийской олимпиады школьников (разных регионов)  с 2007 по 2019 год. https://olimpiada.ru/activity/75

     

    Биология

    «Биомолекула». Здесь можно найти новости науки, обзоры, спецпроекты  и много статей по всем разделам биологии. https://biomolecula.ru/themes/biofizika

    «Элементы». Здесь публикуются пересказы новых научных работ, новости науки, логические задачи, широкий выбор литературы. https://elementy.ru/

    «The Batrachospermum Magazine». Авторские статьи из этого журнала читаются с огромным интересом  и совсем не требуют тяжелых мыслительных усилий для понимания. При этом журнал освещает многие необычные и уникальные темы. http://batrachospermum.ru/

    «БИОЦПМ». Здесь собраны материалы, которые  можно  использовать для подготовки к олимпиадам или для более углубленного изучения предмета. https://biocpm.ru/

     

    география

    «Карты мира». Интерактивная карта мира на русском языке. Приближайте и рассматривайте улицы, дома и достопримечательности. http://www.maps-world.ru/online.htm

    «Библиотека географа». Полезная группа Вконтакте, в которой публикуется географическая литература.  https://vk.com/geolibrary

    «Экосистема». Здесь ты найдешь географический словарь терминов и понятий, фотографии природных ландшафтов мира, рефераты и справочную информацию по географии. http://ecosystema.ru/

    «Русское географическое общество». Интересные спецпроекты – экспедиции, научная онлайн-библиотека, тесты на проверку своих знаний. https://www.rgo.ru/ru

     

    Информатика

    «Дистанционная подготовка по информатике». На сайте собрано несколько тысяч задач - архивов прошедших олимпиад, тематических учебных курсов. Есть теоретические материалы, а также подборки задач с возможностью онлайн  проверки решений тестирующей системой сайта.  https://informatics.mccme.ru/

    «CODE FORCES». Портал, который объединяет огромное количество участников соревнований по программированию по всему миру. На сайте регулярно проводятся онлайн-соревнования для школьников самого разного уровня: от начинающих до многократных чемпионов мира. http://codeforces.com/

    «Maximal». Мини-энциклопедия, содержащая наиболее популярные алгоритмы в олимпиадной информатике, к большинству из которых приведены реализации и примеры использования. http://e-maxx.ru/algo/

     

    Искусство

    «Прометей.Арт компания». Сайт-энциклопедия искусства: галереи, история искусства, дополнительные темы. http://www.artprojekt.ru/

    «Arzamas».  Популярный и актуальный источник информации обо всем, что касается искусства. Лекции, статьи о русском и зарубежном искусстве не только хорошо написаны, но и дополнены аудиовизуальными материалами и тестами. https://arzamas.academy/

     

    История

    18 серий, длительностью около 50 минут каждая. В фильмах много отсылок к реальным документам, воспоминаниям очевидцев, присутствуют кадры из хроники того времени. Все боевые действия разбираются с привязкой к карте, что поможет подтянуть историческую географию. 

    «ГИМ. Видеолекторий». Серия роликов, посвященных не только историческим эпохам и государственным деятелям, но и уникальным экспонатам музея, которые являются прекрасным историческим источником. Еще на сайте есть онлайн-выставки и исторические лекции.  https://shm.ru/visit/lektsii/videolektoriy/

    «Постнаука».  Здесь вы найдете ёмкие видеоролики по различным периодам российской истории. https://postnauka.ru/themes/istoriya

     

    Иностранные языки

    На сайте вы  найдете  задания школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, ответы к заданиям и видеоразборы по английскому языку. http://english.mosolymp.ru/

    «IVOOX». На сайте много аудиоматериала на испанском языке на любой вкус: от простых аудиокниг до обсуждения спортивных событий и технических новинок.  https://www.ivoox.com/

    «Китайский язык». Сообщество в более 200 тысяч человек рассчитано для полноценного изучения китайского языка и знакомства с Китаем. Здесь есть методический материал, а также живое общение с учениками и знатоками языка. https://vk.com/kityaz 

    «Olimpiada.ru». На сайте собраны архивы заданий с решениями и видеоразборами ШЭ ВсОШ по немецкому языку https://olimpiada.ru/intro/germ

    «Dw.com». Ресурс содержит курсы немецкого языка различных уровней от A1 до С, развивающие навыки чтения, письма, грамматики и произношения. Специальная опция аудиотренинга поможет увеличить словарный запас, а 30 уроков «Интерактивного немецкого языка» позволят быстро продвинуться во владении немецким языком за счет самостоятельных интерактивных онлайн-занятий. www.dw.com

    «Bonjour de France». Бесплатный учебный «кибер-журнал», содержащий упражнения, тесты и игры для изучения французского языка. http://www.bonjourdefrance.com/index/indexgram.htm

    «L&primeOBS». Французский еженедельный журнал. На сайте есть страничка, где можно тренировать грамматику достаточно удобным образом,  выбрав свой уровень по школьному году обучения. https://la-conjugaison.nouvelobs.com/exercice/grammaire-0-57.php

     

    Литература

    «Русская виртуальная библиотека». На сайте опубликованы произведения русской классики по авторитетным академическим изданиям с учетом школьной и вузовской программ. Тексты тщательно выверены и снабжены комментариями, которые облегчают и расширяют понимание литературных произведений.  https://rvb.ru/

    «Школа Юного Филолога». Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текстов.   https://sites.google.com/site/vsovershenstve/

    «Гильдия Словесников».  На сайте можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии.  https://slovesnik.org/

     

    Математика

     «Math us». Большой сборник заданий по темам различных математических олимпиад.  https://mathus.ru/math/

    «Problems.ru». Огромный архив задач по всем темам на русском языке с решениями.  http://problems.ru/

     

    ОБЖ

    «МЧС России». Если вы хотите найти множество памяток, полезных советов, видеоинструкций и правил поведения в чрезвычайных ситуациях, то вам как раз на этот сайт. Здесь собрано огромное количество полезной информации, которая точно вам пригодится. https://www.mchs.gov.ru/

     

    Обществознание, право

     «Консультант. Плюс». Актуальные и востребованные документы по вопросам права. http://www.consultant.ru/

    «Zakon.ru». Блоги лучших юристов современности, обсуждение законов, законопроектов, решений судов и проблем профессиональной практики. https://zakon.ru/

    «Репетитор онлайн». Сайт предлагает теоретический материал по основным темам обществознания, а также содержит практические задания. http://egevmeste.ru/

    «Olimpiada.ru». Собрание материалов различных олимпиад по обществознанию. https://olimpiada.ru/article/568

     

    Русский язык

    «Библиотека литературы Древней Руси». Собрание древнерусских текстов, предназначенных для широкого круга читателей. Чрезвычайно полезно для того, чтобы привыкнуть к древнерусскому языку.  http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

    Корпус русского языка – инструмент для ваших исследований  http://ruscorpora.ru/new/

    «Postnauka». Обширный сборник статей и материалов по лингвистике. https://postnauka.ru/themes/linguistics

     

    Физика

    «Сайт подготовки национальных команд РФ». На сайте предложены видеолекции по различным темам физики. http://4ipho.ru/

    «Math us». Большой сборник заданий по темам различных физических олимпиад.  https://mathus.ru/phys/

     

    Химия

    «Olimpiada.ru». На сайте собраны архивы заданий с решениями и видеоразборами ШЭ ВсОШ по химии, а так же предложен обширный список литературы для подготовки. https://olimpiada.ru/intro/chem

     

    Экология

    «Министерство природных ресурсов и экологии РФ». На сайте можно найти последние новости природоохранного законодательства. http://www.mnr.gov.ru/

    «RT». Сборник актуальных на сегодняшний день статей по экологии. https://russian.rt.com/trend/339941-ekologiya

     

    Экономика

    «Экономика для школьников».  Крупнейший ресурс по подготовке к олимпиадам по экономике. На нем собраны условия и решения олимпиад последних лет, авторские задачи, рекомендации по литературе и многое другое, что может упростить подготовку к олимпиадам. http://iloveeconomics.ru/

  • Итоги анкетирования: региональный этап всероссийской олимпиады школьников

    Олимпиадное движение в современной системе образования – это возможность для обучающихся показать себя за пределами родной школы. Для успешного участия в олимпиадах необходимо использовать знания, а большую часть знаний и возможностей дает школа. Возможность организации индивидуальных занятий, выбора предметов для углубленного изучения, реализации исследовательской деятельности, получения знаний, выходящих за пределы образовательной программы, регулярного и своевременного информирования об олимпиадах и конкурсах и т.д.– это условия подготовки обучающихся в образовательной организации к Олимпиаде.

    В январе-феврале 2019/2020 учебного года было организовано и проведено анкетирование участников и педагогов-наставников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Респондентам предлагалось оценить некоторые аспекты проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников и выразить свое мнение о наличии условий подготовки обучающихся к Олимпиаде в образовательных организациях Ярославской области.

    Предлагаем познакомиться с результатами!

    • Итоги анкетирования участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников

       

      В первой части анкеты респондентам было предложено оценить процедуру регистрации, проведение инструктажа, проведение теоретического, практического и устного туров Олимпиады. Также необходимо было оценить степень сложности заданий на олимпиадных турах.

      vs1

       

       

      Большинство респондентов отметили отличную организацию регионального этапа Олимпиады. На «отлично» процедуру регистрации оценили 75,2%; проведение инструктажа - 72,3%, организацию теоретического тура - 77,6%, организацию практического тура - 68,9%, организацию устного тура - 80%.

      vs2

       

      На теоретическом олимпиадном туре показатель общего уровня сложности олимпиадных заданий располагается между высоким и средним уровнями. На практическом и устном олимпиадных турах показатель стремится среднему уровню сложности.

       

      Во второй части анкеты респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов о возможностях подготовки к Олимпиаде в образовательной организации.

      vs3

       

      Согласно представленным данным меньше половины респондентов (45%) имеют возможность обратиться к учителю на уроке с вопросами, выходящими за пределы учебной программы, 46% допускают обсуждение интересующих их вопросов с учителем, но после урока, а для 9% эта возможность недопустима.

      vs4

       

      В ходе учебного процесса сложные темы требуют подробного изучения и занимают больше времени для раскрытия. У большинства респондентов (58%) возможность обсуждения на уроке дополнительных тем бывает лишь иногда, а 10% не предоставляется такого случая. Впрочем, 32% опрошенных часто практикуют подобное обсуждение во время уроков.

      vs5

       

      Изучение предметов на углубленном уровне повышает успешность подготовки к Олимпиаде, так как выполнение олимпиадных заданий требует дополнительных предметных знаний. Наличие возможности выбора предметов для углубленного изучения отмечает большинство респондентов (67%). Впрочем, 33% школьников такой возможности лишены.

      vs6

       

      Индивидуальные занятия с учителем позволяют участнику Олимпиады получить ответы на интересующие его вопросы, узнать новый материал, изучить тему более подробно. Данная возможность есть у 33% респондентов, 23% такой возможности не имеют. Выбор 44% опрошенных варианта «иногда» свидетельствует о возможности индивидуальных занятий с учителем, но на нерегулярной основе.

      vs7

       

      Организация исследовательской деятельности в ходе углубленного изучения интересующей темы способствует применению и закреплению полученных знаний и приобретению новых. Заниматься исследовательской деятельностью в школе имеют возможность 74% респондентов, а 18% - не всегда.

      vs8

       

      О многих конкурсах и олимпиадах школьники узнают от своих учителей или руководства школы. Участие в мероприятиях дает возможность проверить свои знания и приобрести новые. Высокий процент опрошенных (83%) отметили постоянное информирование в образовательной организации о проведении олимпиад, конкурсов, 17%  узнают о мероприятиях нерегулярно.

      vs9

       

      Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников у респондентов начинается со школьного этапа. Большинство опрошенных (21%) отметили, что готовятся к Олимпиаде самостоятельно, но всегда имеют возможность задать интересующие вопросы учителю. 20% участников Олимпиады при подготовке используют знания, полученные на школьных уроках, 13% готовятся самостоятельно, без посторонней помощи.

      vs10

       

      При подготовке к муниципальному этапу Олимпиады большинство респондентов (23%) также отдает предпочтению самостоятельной подготовке и при необходимости могут обратиться за помощью к учителю. На муниципальном этапе роль наставника возрастает: 15% опрошенных отметили, что учитель дает индивидуальные домашние задания для подготовки к Олимпиаде, а 13% - занимаются индивидуально с педагогом.

      vs11

       

      При подготовке к региональному этапу самостоятельная подготовка занимает лидирующую позицию у 20% респондентов. На втором месте – посещение специальных занятий для подготовки к Олимпиаде, которые организуются в муниципальных образованиях Ярославской области (дополнительно 4% опрошенных указали посещение организуемых мероприятий для подготовки к региональному этапу центром «Новая школа»). На третьем месте – взаимодействие с педагогом-наставником. Выполнение индивидуальных домашних заданий (14%) и возможность занятий с учителем (14%).

      vs12

       

      Респондентам предлагалось поделиться своим мнением о том, что необходимо для успешной подготовки к всероссийской олимпиаде школьников. Самыми важными условиями подготовки участники считают интерес к предмету и изучение его на углубленном уровне (13%); решение и разбор олимпиадных заданий прошлых лет (12%), позволяющий изучить новые темы, проанализировать имеющиеся ошибки, разобраться в решении сложных заданий; собственные желание и мотивация (11%), являющиеся неотъемлемой частью в достижении успеха.

      vs13

      Респондентам предлагалось выразить в свободной форме свое мнение о возможностях, которые дает участие во всероссийской олимпиаде школьников. Самая главная возможность Олимпиады – шанс проверить свои знания (12%). Также успешное участие дает возможность получить выгодные условия для поступления в высшие учебные заведения (10%); помогает совершенствовать самостоятельное мышление (10%); дает дополнительную мотивацию для углубленного изучения предмета (10%). Решение олимпиадных заданий повышенной сложности позволяет участникам проверять и развивать собственные интеллектуальные способности (8%), использовать  это в качестве подготовки в высшие учебные заведения (8%).

      Участники регионального этапа всероссийской олимпиады школьников обладают достаточно высоким уровнем мотивации и самоорганизации, стремятся получить новые знания, готовы заниматься исследовательской деятельностью. Тем не менее, помощь педагога-наставника для них значима: от учителя они могут получить ответы на интересующие вопросы, узнать новый материал, получить развитие практических навыков и умение правильно применить их.

      Стоит отметить, что потребности участников Олимпиады лежат за пределами школьной программы и часто за пределами возможностей образовательных организаций, несмотря на помощь, которую учителя стараются оказывать школьникам. Об этом свидетельствует немалый процент выбора вариантов ответа «иногда» по ряду вопросов, затрагивающих наличие условий для подготовки участников к всероссийской олимпиаде школьников в образовательной организации.

      Всероссийская олимпиада школьников для участников – это и развитие личностных качеств (уверенность в себе; умение самостоятельно изучать материал, развитие творческих способностей; умение применять полученные знания для решения жизненных задач). Для успешной подготовки в Олимпиаде участники помимо практических действий указывают на присутствие собственного желания и мотивации к получению новых знаний, наличие стремления к успеху и необходимости хорошей психологической подготовки.

    • Итоги анкетирования педагогов-наставников участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников

       

      В анкетировании приняли участие педагоги-наставники образовательных организаций Ярославской области с разным профессиональным стажем и уровнем квалификационной категории.

      1

       

      Большинство (55%) респондентов имеют профессиональный стаж более 25 лет и высшую квалификационную категорию (57%).

      Педагогам было предложено оценить организацию проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников.

      2

       

      Высокий процент респондентов отметили отличную организацию регионального этапа Олимпиады. На «отлично» процедуру регистрации участников оценили 72%, информационная поддержка проведения регионального этапа Олимпиады – 57%, условия проведения состязаний Олимпиады – 67%, помощь организаторов в решении возникающих вопросов – 75%.

      Одним из важных условий при подготовке участников всероссийской олимпиады школьников является знание нормативных документов, регламентирующих проведение всероссийской олимпиады школьников.

       3

      С документом федерального уровня (Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников со всеми изменениями) респонденты знакомы, используют в своей работе, но не часто. Документы муниципального уровня педагоги изучают и стараются постоянно использовать в своей работе. Документы регионального уровня педагоги знают, но в своей работе используют редко.

      Участники всероссийской олимпиады школьников – обучающиеся, имеющие знания, выходящие за пределы образовательной программы, постоянно стремящиеся изучать новое и желающие получить ответы на все интересующие их вопросы. Наличие и реализация в образовательной организации программы развития детской одаренности помогает педагогам-наставникам минимизировать наличие сложностей в организации подготовки участников всероссийской олимпиады школьников.

      4

      56% опрошенных указали, что в их образовательных организациях есть программа развития детской одаренности, однако достаточно высокий процент (44%) педагогов отметили ее отсутствие.

      5

      49% педагогов не имеют трудностей при работе с одаренными детьми, тем не менее, 40% респондентов до сих пор сталкиваются с проблемами.

      6

      Несмотря на наличие трудностей в организации работы с одаренными детьми, 86% педагогов указали на свою готовность работать по индивидуальному плану. 14% -отказались, указав в качестве основной причины «нехватку свободного времени».

      7

      Интересно мнение педагогов, касающееся специальных условий для успешной самореализации одаренных детей. На первом месте по числу выборов (23%) – организация занятий с участием специалистов конкретных предметных областей. Второе место (21%) – организация факультативных занятий, направленных на углубленное изучение предмета. Третье место (19%) – индивидуальная программа обучения.

      8

      Обсуждать темы повышенной сложности в рамках школьного урока имеют возможность лишь 23% респондентов, а 37% такой возможностью располагают лишь иногда. Большой процент (42%) опрошенных указали, что не могут уделять время на уроке обсуждению тем, выходящих за пределы учебной программы. Однако 14% педагогов материал повышенной сложности дают школьникам на факультативных занятиях, 17% стараются включать сложные темы практически в каждый урок, а 6% – только по запросу обучающихся.

      9

      Большинство респондентов (71%) отметили, что в образовательной организации у школьников есть возможность выбора интересующих их предметов для изучения на углубленном уровне, а 29 % педагогов отметили отсутствие такой возможности в школе.

      10

      Больше половины педагогов (54%) отмечают, что у участников Олимпиады есть возможность регулярно заниматься с учителем индивидуально для изучения материала повышенной сложности. 42% респондентов указали на возможность организации индивидуальных занятий.

      11

      При осуществлении подготовки участников Олимпиады 38% педагогов занимаются с ними индивидуально, 28% на факультативных занятиях, а 22% на уроках. 9% респондентов отметили, что посещают курсы, семинары, практикумы для подготовки учителей, организуемые специально по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников.

      12

      53% педагогов учитывают индивидуальные особенности и запросы каждого обучающегося, 37% делают это по мере возможности, а 8% не имеют возможности учитывать интересы каждого.

      13

      Регулярное и своевременное получение школой информации о проводимых конкурсах и олимпиадах позволяет актуализировать информирование обучающихся о возможностях проявить свои знания в интеллектуальных соревнованиях. 80% педагогов указали, что их образовательные организации получают информацию о планируемых мероприятиях с участием обучающихся в срок и постоянно.

      Для подготовки участников всероссийской олимпиады школьников педагогам необходима методическая помощь.

      14

      Большую потребность педагоги испытывают в издании специальных сборников заданий по общеобразовательным предметам всероссийской олимпиады школьников (19%); в организации семинаров, практикумов, курсов по работе с одаренными детьми на муниципальном уровне (18%); планирование дополнительных часов для подготовки участников Олимпиады (15%).

      15

      Больше половины респондентов (57%) отметили, что в их муниципальном образовании отсутствует организация мероприятий для учителей с целью подготовки обучающихся к школьному и муниципальному этапам Олимпиады. Педагоги, указавшие положительный вариант (20%; 23%), указали формы организуемых образовательных мероприятий для учителей: консультации; семинары; лекции; практикумы; онлайн-семинары; разбор заданий всероссийской олимпиады школьников.

      Помощь педагога-наставника при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников необходима. Учитель ответит на вопросы участников Олимпиады по интересующим темам, поможет найти необходимый материал, объяснит сложные темы, поможет приобрести правильные практические навыки, окажет психологическую поддержку.

      Стоит отметить наличие у педагогов высокого уровня мотивации в работе с одаренными детьми. Большинство учителей учитывают индивидуальные особенности, запросы и интересы обучающихся в процессе обучения и при его планировании; отмечают, что для успешной самореализации одаренным детям необходимы факультативные занятия с углубленной программой, занятия со специалистами конкретной предметной сферы, индивидуальная программа обучения. Учителя отмечают высокий уровень информированности как педагогов, так и обучающихся о предстоящих олимпиадах, конкурсах.

       

      Для успешной работы с одаренными детьми на муниципальном уровне необходимо планирование и реализация системы образовательных мероприятий для учителей с целью подготовки обучающихся к школьному и муниципальному этапам всероссийской олимпиады школьников. 

  • Секреты успеха победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников

    Успех на любом из этапов всероссийской олимпиады школьников – достижение, за которым стоит системная подготовка, упорство, преодоление сложностей и вера в победу. Своими секретами больших побед поделились победители и призеры регионального этапа всероссийской олимпиады школьников Ярославской области.

    • Боткина Мария 2019/2020 уч.г.

      Боткина Мария

    • Казакова Анна 2019/2020 уч.г.

      Казакова Анна

    • Ильин Матвей 2019/2020 уч.г.

      Ильин Матвей

    • Пашкова Анастасия 2019/2020 уч.г.

      Пашкова Анастасия

    • У Лили 2019/2020 уч.г.

      У Лили

    • Голикова Кристина 2020/2021 уч.г.

      Голикова Кристина слайд

    • Захарова Анна 2020/2021 уч.г.

      Захарова Анна слайд

    • Кирилова Серафима 2020/2021 уч.г.

      Кирилова Серафима слайд

    • Козырев Андрей 2020/2021 уч.г.

      Козырев Андрей слайд

    • Меняльщиков Тимур 2020/2021 уч.г.

      Меняльщиков Тимур слайд

    • Сигов Семен

      Сигов Семен слайд

  • Полезные материалы: всероссийская олимпиада школьников

    • Образовательный онлайн-марафон с «Новой школой» 2022/2023 учебный год

      2211

      maraf 1

      Марафон

      Марафон2

      veb pravo

      1в

      литер

      2в

    • Образовательный онлайн-марафон с «Новой школой» 2021/2022 учебный год

       

      tech

      zakon

      im o

      a212-2

      fr1

      seminar1

      sg1

      geo1

      p12

    • Образовательный онлайн-марафон с «Новой школой» 2020/2021 учебный год

      кнопка

       

      1

      2

      vebinar21

      sem23

      veb angl

      mk lit

      veb predloj

      geo

      плашки марафон

    • Материалы для подготовки к олимпиадам по литературе

      Кучина Т.Г. слайд

      Кучина Татьяна Геннадьевна регулярно проводит учебу членов жюри в Ярославле и  Москве, для учителей и школьников в разных городах России (Екатеринбурге, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Томске, Челябинске), лекции и мастер-классы в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи). В качестве приглашенного профессора проводит занятия для студентов других вузов РФ (Южном федеральном университете, Школе-студии МХАТ, ВШЭ) и зарубежных университетов (Парижа, INALCO, Кракова, Ягеллонский университет)

      Т.Г.Кучина предоставила центру «Новая школа» материалы для подготовки к олимпиадам по литературе, которые включают примеры аналитических разборов прозы и поэзии и обзорные статьи, посвященные творчеству современных авторов.

      «Театральный роман» Владимира Набокова: о приемах театрализации повествования в романе «Приглашение на казнь»

      «Алексей Цветков: «однажды солнце село навсегда»

      «Ербол Жумагулов:«Бессонница. Абай. Пасутся табуны…»

      Иосиф Бродский «К Урании»

      Медленное чтение. «Лиомпа» Юрия Олеши

      «Образ Музы в лирике Бориса Рыжего»

      «Сергей Гандлевский «Мне тридцать, а тебе семнадцать лет…»

      Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии

      Прочитай - не пожалеешь. Обзор современной литературы

      Материалы к семинарам-практикумам по литературе разных лет могут быть использованы учителями образовательных организаций региона как на уроках, посвященных изучению произведений современной литературы, так и в рамках олимпиадной подготовки школьников.

      Выпуск № 1. 2018 год.

      Выпуск № 2. 2019 год.

      Выпуск № 3. 2021 год.

                   Материал, размещенный на YouTube-каналах ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Образовательного центра «Сириус», ассоциации «Гильдия словесников», ЛитСоюза, корпорации «Российский учебник», ГТРК «Томск», подкаста «Лучшие люди города», в социальной сети «ВКонтакте» НИУ «Высшая школа экономики». Это интервью, вебинары, видеолекции Кучиной Т.Г., которые помогут подготовиться к олимпиадам по литературе, а также обзор современной литературы.

      I блок. Кучина Т.Г. «О «Сириусе», об олимпиаде по литературе»

      II блок. Кучина Т.Г. «О современной поэзии»

      III блок. Кучина Т.Г. «О современной прозе и не только»

      Материал, размещенный в социальной сети «ВКонтакте» ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, поможет подготовиться к олимпиадам по литературе.

      10 октября 2022 года в рамках просветительского проекта ЯГПУ им. К.Д. Ушинского «Кафедра-76» для школьников, учителей и всех друзей университета состоялась встреча Татьяной Геннадьевой Кучиной.

      Центр «Новая школа» предлагает любителям литературы стать участниками онлайн-лекции профессора, доктора филологических наук Т.Г. Кучиной «Еще раз перечитаем, но теперь нескучно, школьную классику».

      Кучина Т.Г. «Еще раз перечитаем, но теперь нескучно, школьную классику»

      В рамках подготовки к олимпиадному сезону центр «Новая школа» предлагает любителям литературы статью профессора кафедры русской литературы ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктора филологических наук Т.Г. Кучиной «Современная русская поэзия в олимпиадных заданиях по литературе».

      Кучина Т.Г.  «Современная русская поэзия в олимпиадных заданиях по литературе»

      В рамках подготовки к олимпиадному сезону 2024/2025 учебного года центр «Новая школа» предлагает учителям и школьникам, настроенным на победу в олимпиаде, статью профессора кафедры русской литературы ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктора филологических наук Т.Г. Кучиной «Творческие задания на олимпиаде по литературе».

      Кучина Т.Г.  «Творческие задания на олимпиадах по литературе»

      Список учебной литературы

      и интернет-ресурсов для подготовки школьников

      к олимпиаде по литературе в 2024/2025 учебном году

      • Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.
      • Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985// https://imwerden.de/pdf/bocharov_o_khudozhestvennykh_mirakh_1985_text.pdf
      • Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною...». Методика анализа (Любое издание.)
      • Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000. (Глава 6)
      • Жолковский А.К. Новая и новейшая русская поэзия. М., 2009. https://imwerden.de/pdf/zholkovsky_novaya_i_noveyshaya_russkaya_poezia_2009 ocr.pdf
      • Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.
      • Кучина Т.Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2017. №4. С.93–96. http://vestnik.yspu.org/releases/2017_4/20.pdf
      • Кучина Т.Г. Современная русская поэзия в олимпиадных заданиях по литературе // Филологический класс. – 2021. – Т. 26, № 2. – С. 212-220. – DOI: 10.51762/1FK-2021-26-02-18 https://filclass.ru/images/JOURNAL/2021-26-2/2-2021-212-220.pdf
      • Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения (Любое издание)
      • Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.,1996. https://www.booksite.ru/localtxt/lot/man/lotman_u_m/o_po/etah/i_poe/zii/o_poetah_i_poezii/index.htm
      • Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004. https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18729.pdf
      • Манн Ю.В. Поэтика Гоголя (Любое издание) https://elib.buxdupi.uz/books/mann_poetika_gogolya.pdf
      • Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г.М. Фридлендер. Л., 1973.
      • Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. (Любое издание).
      • Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В.М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.
      • Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес Чехова// Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/306.pdf
      • Сухих И. Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.
      • Шмид В. Проза как поэзия. СПб, 1998. (разделы о творчестве Пушкина и Чехова)
      • Эткинд Е.Г. Проза о стихах. М., 2001.

      Интернет-ресурсы

       

      • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы) http://www.feb-web.ru 
      • Сайт Гильдии словесников (раздел Олимпиады → Всероссийская олимпиада школьников по литературе): www.slovesnik.org  
      • Арзамас: https://arzamas.academy/courses#literature 
      • Горький: https://gorky.media/   
      • Полка: https://polka.academy/  

    • Лебедева Е.К. Историческое эссе (сочинение): олимпиада и ЕГЭ. Методические рекомендации

    • Как стать победителем всероссийской олимпиады школьников по истории

      Прежде чем начать свой олимпиадный путь необходимо понять, что для вас главное: стать первоклассным специалистом, поступив в один из лучших вузов, или доказать всем, что знаете историю лучше других! Чтобы успешно выступить на всероссийской олимпиаде школьников, готовиться нужно начинать сейчас!

      Узнай как стать победителем всероссийской олимпиады школьников по истории!

    • Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку: рекомендации для педагогов

      nem

       

      Олимпиадное движение – это большая и серьезная работа по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность по предмету. С точки зрения детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать свои знания, сравнить свои успехи с успехами сверстников.

      Подготовка школьника к олимпиаде должна осуществляться в школе под руководством педагога. Подготовка к олимпиаде и успешное выступление обучающихся являются одними из показателей качества работы учителя. 

      Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде? 

      Предлагаем рассмотреть ряд рекомендаций, которые помогут вам подготовить учеников к участию во всероссийской олимпиаде школьников по немецкому языку. 

      Начнем с основных рекомендаций для учителя: 

      • Подготовка к успешному участию ученика в олимпиаде – это индивидуальная работа учителя и ученика. 

      • Важно определить, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, возможно, связывает с ним свою будущую профессию. 

      • Помните, что участие в олимпиаде для учащихся – дело добровольное! 

      • Нужно провести беседу с самим учеником: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиаде? Это должен быть выбор ребенка! 

      • Ребенок должен быть знаком с правилами проведения олимпиады. 

      • Готовить учеников к олимпиаде нужно систематически с начала учебного года и постепенно усложнять материал. 

      • Определите последовательность изучения тем, выполнение заданий. 

      • Хвалите своих учащихся, даже если они не стали призерами! 

      • Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу, разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиаде. 

      ! Проведение всероссийской олимпиады школьников регламентируется рядом документов федерального, регионального и муниципального уровней. Поэтому педагогу, осуществляющему подготовку учеников к олимпиаде, необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей проведение ВсОШ. Всю информацию вы сможете найти в информационном разделе нашего сайта «Всё об Олимпиаде Школьников» во вкладке «Нормативные документы всероссийской олимпиады школьников». 

      ! Многие олимпиадные задания сложны даже для учителей, поэтому занимайтесь самообразованием, повышайте квалификацию посредством освоения программ, ориентированных на практическое решение олимпиадных заданий с профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»; участвуйте в методических семинарах для педагогов области по распространению практического опыта подготовки школьников к олимпиаде. 

      ! При подготовке к олимпиаде используйте задания прошлых лет. Их можно найти на информационном сайте «Olimpiada.ru». 

      ! Используйте возможности дистанционных олимпиад по предмету. Предложите школьникам принять участие в олимпиадах, включенных в Перечень олимпиад, утвержденный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Всю информацию о бонусах от участия в этих олимпиадах вы сможете найти в информационном разделе нашего сайта «Всё об Олимпиаде Школьников» во вкладке «Как поступить по результатам олимпиад». 

       

      Олимпиады по немецкому языку, включенные в Перечень олимпиад (1-го и 2-го уровней): 

      1. Герценовская олимпиада школьников по иностранным языкам. 

      2. Межрегиональная олимпиада школьников «Евразийская лингвистическая олимпиада». 

      3. Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций (иностранные языки). 

      4. Всероссийская олимпиада школьников «Высшая проба». 

      5. Межрегиональные предметные олимпиады ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 

      6. Московская олимпиада школьников. 

      7. Олимпиада школьников «Ломоносов». 

      8. Плехановская олимпиада школьников. 

      z 01

      Для успешного участия школьников в олимпиаде рекомендуется подготовить их к соревнованию в четырех видах речевой деятельности и социокультурной компетенции. Им предстоит выполнить задания в разделах «Аудирование», «Чтение», «Письмо», «Лексика и грамматика», «Лингвострановедение» и «Говорение». Каждый вид задания имеет свою специфику и требует особого внимания, поскольку не на все компетенции в равной степени обращается внимание в процессе изучения немецкого языка в школе. 

      z 02

      Аудирование как процесс восприятия и понимания аутентичной речи на слух является неотъемлемой частью подготовки к олимпиаде и представляет собой наиболее сложный вид речевой деятельности в силу индивидуальных особенностей говорения носителей языка и психофизиологических особенностей восприятия звучащей речи. 

      При контроле уровня сформированности умений в разделе «Аудирование» проверяется способность участников воспринимать на слух немецкоязычный текст, извлекать из него необходимую информацию и представлять ее в заданной форме. 

      Для этого применяются задания, контролирующие полное понимание прослушанного текста, понимание основного содержания, а также задание на аудирование с выборочным извлечением информации и ее схематическим представлением. 

      Для контроля используются задания как открытого, так и закрытого типа: 

      - задания на множественный выбор; 

      - задания на определение правильности ряда суждений в отношении услышанного; 

      - задания на заполнение пропусков в тексте; 

      - задания на составление таблиц и схем по тексту. 

      В структуре подготовки к этому виду тестирования следует чередовать задания рецептивного типа с репродуктивными в целях активизации оперативной памяти, которая необходима для дальнейшей обработки смысловой информации. 

      При подготовке к этому виду тестирования следует обратить внимание на все традиционные типы упражнений для аудирования: 

      до – во время – после первого прослушивания; 

      до – во время – после второго прослушивания. 

      Все упражнения должны быть направлены напреодоление объективных трудностей при аудировании (условия аудирования без видимого наличия источника речи, индивидуальные особенности дикции, тембра, паузации, возрастные особенности и фактор половой принадлежности говорящих, языковые особенности воспринимаемого материала); развитие речевого слуха; развитие вероятностного структурного, смыслового и лингвистического прогнозирования. 

      При выборе текста для тренировки аудирования следует учитывать лингвистическую сложность текста, его тип, структуру дискурса, способ представления, объем и релевантность. 

      При подготовке к этому разделу рекомендуется использовать интернет-ресурсы: 

      http://www.dw-world.de/ 

      http://www.lyrikline.org/ 

      http://www.vorleser.net/index. 

      z 03

      Во всех заданиях этого раздела речь идет о чтении с полным пониманием, более того, с таким глубоким проникновением в тему и материал текста, которое позволило бы дать правильные ответы на чрезвычайно сложные вопросы, сопровождающие конкурсный текст. 

      Тематика текстов всегда связана со школьными проблемами в России или немецкоязычных странах, жизнью молодежи, их увлечениями, хобби, планами, трудностями и их преодолением. За текстами следуют три задания. 

      При подготовке к этому разделу рекомендуется использовать сайт www.paperball.de, на котором можно отбирать статьи из актуальных изданий – более чем 70 ежедневных газет Германии и Австрии. 

      z 04

      Задания лексико-грамматического раздела олимпиады предполагают подстановку слова или его части в связный текст. Слова или части слов, которые нужно вставить, не предлагаются на выбор (openclosetest – связный текст с пропусками, варианты ответов не даются). 

      При подготовке к этому виду задания можно начинать с облегченных вариантов этой методики тестирования (multiplechoiceclosetest,bankedclosetest). Начинать же следует с подстановки слова или его части в отдельные предложения, затем перейти к подстановке части предложения и поэтапно – к заполнению пропусков в связном тексте. 

      Лексико-грамматический тест должен базироваться на аутентичном современном текстовом материале. 

      Оптимальным представляется в данном случае организация проверки лексики и грамматики в рамках фабульного текста, имеющего четкую структуру. 

      Отбор текстов производится по наличию в них грамматических и лексических явлений, соответствующих уровню владения иностранным языком (В1, В2, С1) на данном этапе олимпиады или подготовки к ней. Рекомендуемое количество заданий (пропусков) – не более 25 на данный объем текста. 

      Пропуски в тренировочных текстах могут быть с преобладанием либо лексического, либо грамматического аспекта. 

      Рекомендуемые интернет-ресурсы к этому разделу: 

      http://hypermedia.ids-mannheim.de/grammis 

      http://www.deutsch-online.net 

      z 05

      Задание этого раздела является творческим. Обучающиеся должны, кроме прочего, уметь написать личное письмо, расспросить в нем о новостях и сообщить о них, рассказать об отдельных фактах и событиях своей жизни, выразить суждения и чувства. 

      Это задание предполагает проверку умения школьников критически анализировать различные тексты, распознавать факты и мнения/точки зрения авторов, видеть преимущества и недостатки того или иного явления, ясно и грамматически правильно излагать свои мысли письменно, а также выражать и обосновывать свое мнение, аргументированно соглашаясь либо не соглашаясь с автором заметки. Оцениваются также навыки межличностного общения, соответствие внешнего оформления письма действующим в данной стране стандартам: правильное размещение и формулировка даты, обращения, приветствия и прощания, необходимые для корректного оформления письма. 

      Составляя письменные задания для подготовки учащихся к олимпиаде, можно выбирать из множества их разновидностей те, которые интересны школьникам как в процессе обучения, так и в период подготовки к олимпиаде. 

      При подготовке учащихся к выполнению креативного письменного задания следует помнить о том, что письменная речь формируется благодаря интенсивному чтению текстов на немецком языке. Чтение помогает школьникам почувствовать структуру немецкого предложения и всего текста. Задача учителя – помочь им увидеть эту структуру, вычленить ее составные части и составить ряд заданий для тренировки и закрепления. 

      Очень важной является работа по расширению словарного запаса учащихся. Важно, чтобы они не просто заучивали предложенные слова списком, а принимали участие в составлении ассоциограмм и в так называемых «мозговых штурмах». 

      z 06

      Страноведение – предмет, включающий в себя информацию о политике, истории, географии, экономике, культуре людей, проживающих в той или иной стране, и о способах их поведения. 

      Для проверки знаний по страноведению участникам олимпиады, как правило, предлагается лингвострановедческая викторина, составленная по принципу множественного выбора. Это задание закрытого типа. Оно позволяет проверить и оценить знание учащимися фактов из разных областей и отраслей знаний. Для того, чтобы правильно ответить на вопросы викторины, необходимо не только владеть языком, но и иметь знания о самом языке, а также об истории, культуре, литературе, спорте, географии, экономике, политическом устройстве, традициях и быте стран изучаемого языка, о российско-германских отношениях, о выдающихся личностях. 

      При подготовке учащихся к работе со страноведческой викториной учитель немецкого языка должен ознакомиться с соответствующими разделами в учебниках географии, истории и т.д. Чем шире, разнообразнее будут фоновые знания учеников, тем больше у них шансов справиться с заданием. 

      При подготовке к викторине важно умение находить соответствующие источники и пользоваться ими. 

      Рекомендуются некоторые из них: 

      www.deutschland.de 

      www.tatsachen-ueber-deutschland.de 

      z 07

      В разделе «Говорение» на олимпиаде проверяется развитие конкретных умений учащихся использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Коммуникативная задача формулируется таким образом, чтобы дать участникам возможность продемонстрировать навыки монологического высказывания, а также устной диалогической речи. 

      При подготовке школьников к олимпиаде следует обратить особое внимание на овладение речевыми формулами различных дискурсов (беседа, дискуссия, дебаты, краткое высказывание личной точки зрения). Необходимы также навыки участия в ролевых играх, в том числе и с фиктивными ролями. Кроме того, очень важны упражнения на подбор аргументов «за» и «против», развитие умений обобщать сказанное, выстраивать оппозиционное высказывание с учетом мнения собеседника. 

      Рекомендуемый Интернет-ресурс: 

      http://www.edition-deutsch.de/lernwerkstatt/ 

    • Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку: рекомендации для участников

      Уважаемые участники всероссийской олимпиады школьников, любители французского языка!

       

      Искренне верим, что все вы беззаветно любите французский язык, так как без любви к  нему - одному из сложных предметов школьной программы -  невероятно трудно добиться значительных успехов в его освоении и тем более достичь высот, принимая участие в различных этапах Олимпиады, от школьного до заключительного.

      Несколько рекомендаций и идей, которые помогут при подготовке к всероссийской олимпиаде школьников по французскому языку предлагает Бутько Юлия Валерьевна, доцент кафедры романских языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», кандидат филологических наук, председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по французскому языку.

      СЛАЙД 1

      СЛАЙД 2

      СЛАЙД 3

      Полезные ссылки:

      https://www.1jour1actu.com/

      https://www.20minutes.fr/

       

      СЛАЙД 4

      Ссылка на сайт: https://www.francetvinfo.fr/

      СЛАЙД 5

      СЛАЙД 6

      Ссылка на сайт: https://apprendre.tv5monde.com/fr

      СЛАЙД 7

      СЛАЙД 8

    • Материалы для подготовки к практическому туру ВсОШ по биологии

      «Материалы для подготовки к практическому туру ВсОШ по биологии»

       Ни для кого не секрет, что для теории нужны знания, а для практики еще и умения. Основной целью практического тура всероссийской олимпиады школьников по биологии является определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии, опыт которой является главной составляющей успешного выступления в этом туре. Учащиеся должны продемонстрировать умения: работать с микроскопом, осуществлять морфологическое, анатомическое и систематическое описание биологических объектов, проводить простейшие экспериментальные исследования.

      С целью подготовки к новому олимпиадному сезону вашему вниманию предлагаются рекомендации и полезные материалы от членов жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

      Иванова Наталья Леонидовна, председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии, дает подробные рекомендации по выполнению практического задания «Анатомия и морфология побегов»

      Безух Ксения Евгеньевна, заместитель председателя жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии, дала комментарии к практической работе, связанной с темой «Зоология беспозвоночных»В представленных видеоматериалах особое внимание уделяется заданиям, которые вызывают затруднения у участников Олимпиады и приводят к типичным ошибкам.

      Разбор практического задания по физиологии растений предложен Черняковской Татьяной Федоровной, членом жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии. В презентации «Разделение пигментов листа методом бумажной хроматографии»  она предлагает подробный алгоритм действий для достижения высокого результата на практическом олимпиадном туре. 

       

    • Материалы для подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по химии

      Тактика и стратегия подготовки к региональному этапу

       всероссийской олимпиады школьников по химии 

       

      Региональный этап по химии является одним из значимых этапов всероссийской олимпиады школьников. Задания составляются центральной предметно-методической комиссией, и по уровню сложности они значительно отличаются от заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады, могут довольно существенно выходить за рамки стандартной школьной программы. Участникам теоретического тура регионального этапа предлагается для решения пять задач, каждая из которых оценивается в 20 баллов (в сумме 100 баллов максимально). Олимпиадные задачи теоретического тура обычно основаны на материале 4 разделов химии: неорганической, аналитической, органической и физической. Задания практического тура состоят из одного или нескольких теоретических вопросов и экспериментальной задачи. Оценивается задание практического тура в 40 баллов.

      1

      Для успешного выступления на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников необходима не только химическая логика, но и химическая эрудиция, а желательно, и химическая интуиция. Учитывая особенности химии как естественной и экспериментальной науки, можно выделить три составляющие успеха на региональном этапе:

      2Развитый химический кругозор, знание свойств достаточно большого круга веществ, способов их получения, областей применения, истории открытия, факты из жизни великих химиков;

      4 Умение решать химические задачи, владение необходимым для этого математическим аппаратом, логическим мышлением, изобретательностью;

      5 Практические умения и навыки, знание основных приемов проведения химических реакций, очистки веществ и разделения смесей, идентификации веществ, проведение измерений в ходе химического эксперимента.

      6

       

       

      7 Для формирования химического кругозора необходимо чтение разнообразной литературы, в том числе научно-популярной. Для школьников, нацеленных на высокие достижения (победитель или призер), необходимо изучение вузовских учебников, практикумов и даже научных журналов. В настоящее время на различных сайтах можно найти электронные варианты практически любых учебников, книг и журнальных статей по химии.

      Рекомендуемая литература

      1.    Задачи всероссийских олимпиад по химии. Под ред. В.В. Лунина. / М.: Издательство "Экзамен", 2004.

      2.    Основы физической химии. Теория и задачи: Учеб. пособие для вузов / Еремин В.В., Каргов С. И., Успенская И.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

      3.    Еремин В. В. Теоретическая и математическая химия для школьников. М.: МЦНМО, 2007.

      4.    Б. В. Некрасов, Основы общей химии, в 2 томах, М.: Химия, 1973.

      5.    И. А. Леенсон, Химические элементы,- М.: АСТ, 2017.

      6.    Неорганическая химия в 3 томах. Под редакцией Ю. Д. Третьякова», М.: Академия, 2004-2007.

      7.    О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. Органическая химия. М.: Мир, 1999-2002.

      8.    Ю. С. Шабаров, Органическая химия. М.: Химия, 1994, т. 1-2.

      9.    М. Г. Воронков, А. Ю. Рулев, О химии и химиках и в шутку, и всерьез. М.: Мнемозина, 2011.

      10.  «Химическая наука и образование в России»  – информационные материалы овсероссийской, московской, менделеевской, международной олимпиадах: приведены задачи теоретических и экспериментальных туров, подробные решения.

      7 Для успешного выполнения заданий олимпиады по химии мы советуем придерживаться следующих правил:

      · регулярно решайте олимпиадные задачи различного уровня сложности;

      · не надо расстраиваться, если у вас не получается решить полностью олимпиадную задачу (это нормальная практика), предлагайте варианты решений, даже если вы в них сомневаетесь;

      · решение расчетных задач должно вестись преимущественно на языке количества вещества в молях;

      · при невозможности использования реальных формул веществ используйте буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;

      · при невозможности использовать численные данные для непосредственных расчетов вводятся неизвестные величины (х, y, z и т.д.) и составляются алгебраические уравнения;

      · если число неизвестных больше, чем число уравнений, необходимо использовать для решения дополнительную информацию, которую может подсказать Периодическая система химических элементов, общая формула вещества и т.п.;

      · не отбрасывайте сведения из условия задачи, не укладывающиеся в вашу гипотезу.

      Как один из способов анализа условия задачи и путей ее решения можно рекомендовать прием "нарисуй задачу". Это могут быть схемы описанных в условии процессов или структурные схемы решения задачи. Важным для успеха школьника на Олимпиаде будет и определенная культура проведения математических вычислений, округления получаемых результатов, оформления своей письменной работы. Для правильного решения олимпиадных задач по химии регионального этапа рекомендуется использовать значения атомных масс, не округленные до целых величин. Не следует считать допустимым отклонение полученных в результате расчета значений более чем на 0,5% от ожидаемых согласно исходным предположениям. Такая погрешность, как правило, говорит об ошибке в гипотезе.

      7 Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выступления на Олимпиаде по химии, причем не только на практическом туре, но и при решении задач теоретического тура. Чтобы уверенно чувствовать себя на практическом туре, школьнику необходимо уметь осуществлять взвешивание, измерение объема, плотности, температуры, приготовление растворов, фильтрование, разделение смесей, собирание газов, высушивание. Наиболее часто встречаемые задания практического тура на региональном этапе – это распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие неорганические ионы и классы органических соединений, а также количественные измерения с использованием метода титрования, для которого требуется работа с мерной пипеткой, бюреткой, использование индикаторов. Способствовать подготовке школьников в этом направлении будет его участие в исследовательской работе по предмету.

      Конечно, каждый участник регионального этапа должен стремиться к успеху, но, как и в любом состязании, в Олимпиаде по химии есть  победители и «побежденные». Поэтому важно, чтобы результат Олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.

       

      Разбор заданий теоретического тура регионального этапа

      всероссийской олимпиады школьников по химии

       

      Разбор заданий регионального этапа всероссийской олимпиады школьников проводят:

      · Котов Александр Дмитриевич, заведующий кафедрой химии, теории и методики преподавания химии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», доктор химических наук, профессор, председатель жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии;

      · Буданова Юлия Евгеньевна,  доцент кафедры химии, теории и методики преподавания химии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», кандидат химических наук, заместитель председателя жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии;

      · Александрова Елена Викторовна, доцент кафедры химии, теории и методики преподавания химии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», кандидат педагогических наук, член жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии.

      Теоретический тур регионального этапа всероссийской олимпиады школьников содержит пять задач. Для их успешного решения требуются знания из четырех разделов химии:

      1.      Неорганическая химия;

      2.      Аналитическая химия;

      3.      Органическая химия;

      4.      Физическая химия.

      Для учеников 9-ых классов достаточно знания трех разделов химии: неорганического, аналитического и физического разделов.

      Для успешного решения заданий на региональном этапе Олимпиады из раздела неорганической химии вам потребуется знание основных классов неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли), их строение и свойства, способов получения, номенклатуры. Также необходимо знать основные закономерности в изменении свойств химических элементов и их соединений.

      Из раздела аналитической химии нужно знать качественные реакции, которые используются для обнаружения катионов и анионов неорганических солей, уметь проводить стехиометрические расчеты и пользоваться данными по количественному анализу описанных в задаче веществ.

      Из раздела органической химии вам потребуется знание основных классов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов, галогенпроизводных, аминов, спиртов и фенолов, карбонильных соединений, карбоновых кислот и их производных (сложных эфиров и полимерных соединений)), номенклатуры, изомерии, строения, свойств и синтеза органических соединений.

      Из раздела физической химии нужно знать строение вещества (строение атома и молекулы, типы и характеристики химической связи), закономерности протекания химических реакций (основы химической термодинамики и кинетики (уравнение Клапейрона-Менделеева)).

       

      Задания РЭ ВСОШ 2019/2020 уч.г.

      Разбор задачи 9-1

      Разбор задачи 9-2

      Разбор задачи 9-3

      Разбор задачи 9-4

      Разбор задачи 9-5

       

      Задания РЭ ВСОШ 2019/2020 уч.г.

      по химии для 10 класса

       

      Разбор задачи 10-1

      Разбор задачи 10-2

      Разбор задачи 10-3

      Разбор задачи 10-4

      Разбор задачи 10-5

       

      Задания РЭ ВСОШ 2019/2020 уч.г.

      по химии для 11 класса

      Разбор задачи 11-1

      Разбор задачи 11-2

      Разбор задачи 11-3

      Разбор задачи 11-4

      Разбор задачи 11-5

       

  • Как поступить по результатам олимпиад

    Участие школьников в олимпиадах – это всегда шанс предъявить и проверить свои знания. Но знаете ли вы, что олимпиадные успехи могут помочь при поступлении в высшие учебные заведения? Получить льготы при поступлении в ВУЗ можно, став победителем или призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиады из Перечня Минобрнауки России.

    image001

    Всероссийская олимпиада школьников

     

    Всероссийская олимпиада школьников – интеллектуальное ежегодное соревнование для российских школьников по 24 общеобразовательным предметам.

    Согласно «Порядку приема на обучение по образовательным программам высшего образования», победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников имеют право на поступление без вступительных испытаний в высшее учебное заведение на направление, соответствующее профилю олимпиады. («Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от  14  октября 2015 г. № 1147), пункт 33 подпункт 1)

    Если победитель/призер заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников выбирает образовательную программу по непрофильному направлению (специальности), то ему засчитывается наивысший результат (100 баллов) за единый государственный экзамен по соответствующему предмету. («Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147), пункт 38)

    Высшие учебные заведения проводят для поступающих дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности. Победителям/призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников может быть выставлен максимальный балл за дополнительное вступительное испытание, соответствующее профилю олимпиады. («Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147), пункт 38)

    Организация высшего образования самостоятельно устанавливает соответствие профиля олимпиад специальностям и направлениям подготовки, а также соответствие профиля олимпиад общеобразовательным предметам и дополнительным вступительным испытаниям.

    Подтверждать диплом победителя/призера всероссийской олимпиады школьников баллом единого государственного экзамена по профильному предмету не требуется. Воспользоваться льготами можно в течение четырех лет.

    Перечень олимпиад,

    утвержденный Министерством науки и высшего образования

    Российской Федерации

    Ежегодно Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утверждает Перечень олимпиад, победители и призеры которых могут получить льготы при поступлении. Актуальная информация публикуется на официальном сайте Российского совета олимпиад школьниковВ утвержденном списке олимпиады распределены по трем уровням, которые присваиваются каждой олимпиаде, исходя из количества участников и географии проведения.

    image002

     

     Дипломы Перечневых олимпиад имеют степени. Первая степень – диплом победителя, вторая и третья степени – призеры. Воспользоваться льготой, которую дает диплом олимпиады, можно в течение четырех лет.

    Согласно «Порядку приема на обучение по образовательным программам высшего образования», победители и призеры состязаний, включенных в Перечень олимпиад школьников, могут получить льготы при поступлении в российские высшие учебные заведения:

    ·   прием без вступительных испытаний на направление, соответствующее профилю олимпиады,

    ·   максимальный балл (100 баллов) за единый государственный экзамен по профильному предмету,

    ·   максимальный балл (100 баллов) за дополнительное вступительное испытание профильной, творческой и (или) профессиональной направленности.

    («Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147), пункт 37, пункт 38)

     

    Каждая организация высшего образования имеет право установить:

    · по каким уровням олимпиад и (или) по какому перечню олимпиад предоставляется каждая из указанных льгот,

    ·   за какие классы обучения по общеобразовательной программе должны быть получены результаты победителя или призера для предоставления соответствующей льготы (по каждой олимпиаде/по каждому уровню олимпиад).

    Чтобы воспользоваться льготой, победители и призеры олимпиад должны подтвердить свой олимпийский результат на едином государственном экзамене, набрав по профильному предмету не менее 75 баллов, однако высшее учебное заведение может установить и более высокий минимум. («Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147), пункт 42)

    Актуальную информацию для поступления по итогам олимпиад высшие учебные заведения публикуют на своих официальных сайтах в сети «Интернет».

     

    Предлагаем познакомиться с актуальной информацией о дополнительных баллах за участие во всероссийской олимпиаде школьников в государственных организациях высшего образования Ярославской области.

    image003

    При поступлении в ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского грамота победителя или призера регионального этапа всероссийской олимпиады школьников за 10 или 11 класс обучения принесет 10 дополнительных баллов.

     

    С полным перечнем учета индивидуальных достижений можно ознакомиться в документе «Правила приёма на 2021/2022 учебный год» на сайте образовательного учреждения.

    image004

    В ФГБОУ ВО ЯрГУ им. П.Г. Демидова при поступлении учитываются результаты участия за 10-11 класс обучения на школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников. Количество дополнительных баллов за индивидуальные достижения разное и зависит от выбранного факультета.

    Факультет

    Наименование олимпиады

    Количество баллов

    Социально-политических наук

    Всероссийская олимпиада школьников по истории, обществознанию, математике, русскому языку:

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

     

    5

    3

    8

    6

    Исторический

    Всероссийская олимпиада школьников по истории:

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    5

    5

    10

    10

    Филологии и коммуникации

    Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, обществознанию, литературе:

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    5

    5

    10

    10

    Институт иностранных языков

    Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, литературе, иностранному языку:

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    5

    5

    10

    10

    Биологии и экологии

    Всероссийская олимпиада школьников по биологии, экологии, географии, химии:

    Ø Победитель школьного этапа

    Ø Призер школьного этапа

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    6

    6

    8

    8

    10

    10

    Математический;

     

    Всероссийская олимпиада школьников по математике или информатике:

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    8

    8

    10

    10

    Информатики и вычислительной техники

    Физический

    Всероссийская олимпиада школьников по математике или физике:

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    5

    5

    10

    10

    Психологии

    Всероссийская олимпиада школьников по биологии, математике, русскому языку:

    Ø Победитель школьного этапа

    Ø Призер школьного этапа

    Ø Победитель муниципального этапа

    Ø Призер муниципального этапа

    Ø Победитель регионального этапа

    Ø Призер регионального этапа

     

     

    6

    6

    8

    8

    10

    10

    С полным перечнем учета индивидуальных достижений можно ознакомиться в документе «Правила приема по программам бакалавриата и специалитета 2021/2022» на сайте образовательного учреждения.

    image006

    В ФГБОУ ВО РГАТУ имени П.А. Соловьева при поступлении учитываются результаты победителей и призеров 10-11 класса муниципального, регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников.

    - Победитель муниципального этапа – 2 балла;

    - Призер муниципального этапа – 1 балл;

    - Победитель регионального этапа – 3 балла;

    - Призер регионального этапа – 2 балла;

    - Победитель заключительного этапа – 4 балла;

    - Призер заключительного этапа – 3 балла.

     

    С полным перечнем учета индивидуальных достижений можно ознакомиться в документе «Правила приема в РГАТУ на 2021-2022 учебный год» на сайте образовательного учреждения.

    image007

     

    В ЯГСХА победители и призеры 9-11 класса (2018-2021 гг.) школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике, русскому языку, физике, биологии и химии могут получить дополнительные баллы.

    - Победитель школьного этапа – 3 балла;

    - Призер школьного этапа - 3 балла;

    - Победитель муниципального этапа – 5баллов;

    - Призер муниципального этапа – 5 баллов;

    - Победитель регионального этапа – 8баллов;

    - Призер регионального этапа – 8 баллов;

     

    С полным перечнем учета индивидуальных достижений можно ознакомиться в документе «Правила приема, утвержденные Академией самостоятельно» на сайте образовательного учреждения.

    ягму

    В ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России диплом победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, полученного за 10-11 класс не позднее четырех лет до дня завершения приема документов, по профилю, соответствующему вступительным испытаниям из перечня вступительных испытаний по соответствующему направлению подготовки или специальности, если поступающий не воспользовался особым правом и (или) преимуществом при поступлении на обучение по конкретной совокупности условий поступления, принесет 5 дополнительных баллов.

    С полным перечнем учета индивидуальных достижений можно ознакомиться в документе «Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам специалитета на 2021/22 учебный год» на сайте образовательного учреждения.

     

    Для того чтобы воспользоваться преимуществом, необходимо предоставить в приемную комиссию высшего учебного заведения документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений. 

 

 

мпрф
Окно
Федеральный 
321
МО ЯО
Российское образование
Образование

rast det
Единая коллекция ЦОР
Моб эл